Сегодня я расскажу вам о своей уникальной поездке по странам Скандинавии, а именно по Финляндии, Швеции, Норвегии. Это путешествие стало для меня лучшим, незабываемым. Поэтому хочу поделиться с вами полученным опытом и знаниями, ведь рассказать есть, о чем. Если вы планируете поездку в одну из стран или как я по всему скандинавскому региону, читайте мою статью, будет интересно. Кстати, можете также почитать другие мои очерки «Автомобильные дороги Италии», «Автомобильные дороги Испании», «Автомобильные дороги Португалии».
В Скандинавию едут, чтобы насладиться природными красотами, уникальными норвежскими фьордами, покататься на шведских горнолыжных трассах, насладиться норвежской кухней и узнать традиции этих стран. Я давно планировал отправиться в путешествие по Скандинавии, но так как эта поездка требует особого планирования, она все время переносилась. Но наконец-то я решил все вопросы, распланировал маршруты, открыл визы, подкопил денег. Ведь что скрывать и Финляндия, и Швеция, и Норвегия – страны не из дешевых. В Норвегии нет сухого закона, но цены на алкогольные напитки очень высокие, как и на табачные изделия. Поэтому если вы отправляетесь в поездку на собственном автомобиле, запаситесь основными продуктами. Отмечу, что есть ограничения на спиртное, поэтому учтите этот факт. Правда, мои знакомые говорили, что их не проверяли, но все-таки береженого Бог бережет. Меня этот нюанс не касался, так как я решил арендовать автомобиль уже по прилету в Стокгольм, так намного проще, как по мне, тем более, я не был уверен, что моя машина не заглохнет посредине трассы. Поэтому выбрал вариант аренды. Чтобы взять автомобиль напрокат потребуются международные права, кредитная карта, страховка или залог в размере стоимости аренды авто. Возраст водителя от 18 лет, но для некоторых моделей от 24.
Вам, заранее нужно позаботиться и о связи. У нас уже были с собой две карты Оранж. Но в этот раз, на работе сказали, что я должен быть на связи и иметь возможность не только ответить на е-мэйл, но и позвонить. Я им рассказал про такие сим-карты. И они купили для таких случаев сим-карту Эстонского оператора Глобалсим, там и звонки включены, и Интернет. В итоге взяли и Оранж, и Глобалсим. Globalsim Direct в основном использовали для рабочих звонков (по 0,05$ за минуту звонка- это дешего), электронной почты и соцсетей. Orange Mundo использовали на других устройствах. Определяли местоположение и искали где поужинать. Следует отметить, что покрытие достаточно хорошее у обеих сим-карт. Обе карты подходят для расдачи интернета, и порадовал высокоскоростной интернет. Непожалени что воспользовались сим-картами от компании Евророуминг!
Путешествие по автомобильным дорогам Швеции
Автомобильные трассы Швеции порадовали своим качеством, а также тем, что иностранные гости не должны платить за проезд по ним. Чему я не поверил, когда впервые прочитал эту информацию, ведь, в основном, проезд в большинстве европейских стран платный. А тут такой сюрприз, кстати, очень приятный. Но не стоит расслабляться полностью, ведь за проезд на некоторых участках нужно платить. Кроме того, здесь есть дополнительный налог за перегрузку. Это важно учитывать, если собираетесь путешествовать в трейлере. К примеру, за проезд по мосту Svinesund, который соединяет Швецию и Норвегию, я заплатил 19 крон, так как ехал на легковом авто. Проезд для мотоциклов и мопедов бесплатный. А вот за грузовую машину придется отдать 95 шведских крон. Этот мост – часть автодороги Е6, общая его длина 704 метра, две полосы движения в каждом из направлений. Оплатить проезд можно наличными (норвежскими или шведскими кронами) или при помощи автоматических систем (кредиток).
Если после путешествия по Швеции вы решили отправиться в Данию, то сделать это проще всего, переехав через мост, который соединяет Мальме и Копенгаген. Называется он Öresund. Тарифы здесь немного отличаются, хорошо, что Дания не входила в мои планы. Ведь судя по информации из официального сайта, за проезд по мосту владельцу мотоцикла нужно будет заплатить 26 евро, собственнику автомобиля, чья длина не превышает 6 метров – 48 евро, до 6 метров с прицепом – 96, за автомобильные дома большей длины и за фургоны длиной до 6 метров взимается такая же оплата. Оплатить можно на специальных станциях оплаты, которые размечены разными цветами, в зависимости от способа оплаты:
- Разметка зеленого цвета означает, что здесь принимают оплату только от клиентов
- Разметка синего цвета свидетельствует о том, что здесь можно расплатиться с помощью кредитных карт BroKort, Visa, Visa Electron, Maestro, MasterCard, EuroCard, American Express и другими.
К оплате принимают:
- Желтая отметка предназначается для оплаты наличными или iTICKETS. Кстати, мотоциклисты могут заплатить за услугу только здесь.
- Датские кроны.
- Шведские кроны.
- Евро.
Но учтите, что сдачу выдают только в кронах, даже если клиент платит в евро.
Также оплачивается проезд по мосту Sundsvalls (от 9 до 20 крон в зависимости от типа автомобиля) и мост Motala (от 5 до 11 шведских крон).
Скажу несколько слов и о специальном налоге на перегруженность, который действует в Стокгольме и Гётеборге. Ранее, кстати, он распространялся только на местные авто, но с января 2015 года налогообложение коснулось иностранных транспортных средств. Примечательно, что останавливаться и платить не нужно. Специальные камеры зафиксируют номер авто, и отправит его на анализ в Транспортное бюро. После этого водителю пришлют квитанцию для оплаты.
Парковка в Швеции
Правила парковки в Швеции строги, как нигде. В этом я убедился лично, поэтому будьте очень внимательными, не ловите штраф, может обойтись дорого. Итак, основное, что вам нужно знать, когда вы хотите припарковать машину – парковаться можно только справа. В Стокгольме, как и в других крупных городах, парковка платная все будние дни с 8 до 18.00, за час в зависимости от района нужно заплатить от 10 до 30 шведских крон. Парковка в специально оборудованных местах, в паркингах будет стоить немного дороже от 30 до 60. Но можно найти вариант и подешевле, что я и сделал, ведь прочитал об этом заранее. Я припарковался на окраине города, используя систему Park & Ride. Парковка мне обошлась всего в 15 крон (время неограниченно). Поставив арендованную машину, я спокойно отправился по своим делам. Ведь мне хотелось покататься на велосипедах. Кстати, именно в Швеции это очень распространено, я бы сказал, даже модно. Кроме того, очень удобно и безопасно. Можно объехать центр и посмотреть все достопримечательности. В городе много специально оборудованных дорожек и стоянок. Покатавшись на велосипеде, поужинав в кафе, я отправился в свой хостел, который находился в десяти минутах ходьбы от стоянки с моим авто. Отмечу, что шведская кухня мне очень понравилась, простая, но вкусная, во многом похожа на русскую.
Стоянок Park & Ride в Стокгольме достаточно, больше 20 штук. И это действительно самый выгодный вариант. Кстати, некоторые паркинги предлагают особый тариф в ночное время, парковка в этом случае обойдется в 40 крон с 6 вечера и до 12 ночи.
Штрафы за неправильную парковку очень большие до 1400 шведских крон. Поэтому будьте внимательными. Обращайте внимание, когда паркуете машину на ночь, будет ли улица убираться или нет (есть специальный знак).
Немного о ПДД и штрафах
По городу передвигаться можно со скоростью от 30 до 60 км в час. За границей населенного пункта – от 70 до 100 км., на автомагистрали – до 120 км. Если у вас есть сомнения, и вы не видите никаких знаков ограничения скорости, советую вам ехать 70 км в час, по крайней мере, пока не увидите знак ограничения. Обратите внимание, что ближний свет должен быть все время включен, иначе получите штраф. К потреблению алкоголя здесь также относятся очень строго (до 0,2 процентов). Возможен не только штраф, но и лишение свободы, конфискация водительских прав. Все пассажиры должны быть пристегнуты. Отмечу, что местные полицейские имеют право только выписать квитанцию, а оплатить нарушение нужно в банке в течении 2-3 х недель.
Автодороги Норвегии
В Норвегии меня многое удивило, в том числе знаменитые норвежские фьорды, о которых мне многие рассказывали. И я наконец-то смог насладиться этой красотой. Но вернемся все же к путешествию и к моему опыту, как автомобилисту, который уже знаком с тонкостями езды по норвежским дорогам. В отличии от Швеции в Норвегии 45 платных трасс. На 25-ти установлены специальные электронные шлагбаумы, которые предназначены, в том числе и для туристов. Даже за въезд в центр некоторых городов нужно платить. Так, за проезд по центру Осло мне пришлось заплатить 32 кроны. Для грузовых машин массой больше, чем 3,5 тонны поездка обойдется дороже. Для мотоциклистов проезд свободный, без платы. Кроме платных дорог в Норвегии предусмотрена оплата за отдельные участки (мосты). К примеру, за проезд по мосту Svinesund, который соединяет Осло, и Гётеборг нужно будет заплатить 20 норвежских крон. Если авто грузовое, тогда стоимость увеличивается примерно в 5 раз, то есть нужно будет заплатить 100.
Оплатить проезд можно несколькими способами:
- Если собираетесь быть в стране меньше 3-х месяцев можете платить через систему Visitors Payment, с помощью, которой можно производить автоматическую оплату. Но для этого нужно зарегистрировать свою кредитку Виза или Мастеркард на сайте. Данный способ удобен тем, что не нужно тратить время на ручную оплату, когда клиент проезжает по платному участку трассы, с его счета автоматически снимаются деньги. Максимальный период аренды – 3 месяца.
- Для тех, кто собирается задержаться в Норвегии надолго (больше чем на 3 месяца) было бы лучше оформить абонемент AutoPAS с получением специального электронного устройства. Для этого необходимо заключить договор с фирмой, которая работает в системе EFC, а также внести депозит в размере 200 NOK.
- Но, узнав об этих способах, я решил, что для меня это будет слишком заморочено. Поэтому я выбрал вариант попроще – ручная оплата. Не нужно ничего оформлять предварительно. Оплату можно провести на контрольных пунктах, которые имеют обозначение Mynt/Coin”. За проезд можно заплатить наличными, используя специальные автоматы, которые принимают монеты или же с помощью кредитных карт. Могу сказать, что это не занимает много времени, обслуживание быстрое и качественное. Поэтому для туристов – это самый лучший вариант. Подчеркну, что в Норвегии имеются и автоматические пункты оплаты, счет за дороги приходит владельцу авто позже.
Если собираетесь посетить Норвегию в зимнее время года, тогда стоит учитывать то, что некоторые дороги могут быть закрыты. Также стоит предварительно смотреть прогноз погоды, если хотите поехать в горы.
Парковка и основные ПДД
С понедельника по пятницу парковка на дороге или на стоянке платная. Но если нет указателя о том, что нужно платить, тогда считайте, вам повезло и машину можно припарковать безвозмездно. В Норвегии распространены автоматизированные парковки (P-автоматы). Процедура такова: вы заезжаете на парковку, ставите машину и покупаете парковочный талон в специальном автомате (серый прямоугольник), он принимает монеты по 1, 5, 10 и 20 крон. Также возможно произвести оплату с помощью кредитки. После приобретения не забудьте положить талончик под лобовое стекло. Если решите припарковать машину в гараже, то процедура в этом случае немного другая: при въезде берем талончик, а при выезде оплачиваем.
Теперь расскажу немного об основных правилах дорожного движения, с которыми должен ознакомиться каждый. Ехать по населенному пункту разрешается со скоростью до 50 км. За чертой города можно разогнаться до 80 км, как и на автомагистрали. При этом с жилых кварталах можно ехать на скорости 30 км. Не все лежачие полицейские обозначены, поэтому будьте внимательными. Но все же в Норвегии есть более скоростные участки, где разрешено разгоняться до 110 км в час. Но при плохой погоде, скорость снижаем до 80 км в час.
Штрафы
Как и шведы, норвежцы очень строги в плане употребления алкоголя (допустимая норма до 0, 2 процентов). В то время как в той же Испании или Италии разрешается до 0,5. Если уровень опьянения от 0,21 до 0,5 придется заплатить 6 тысяч норвежских крон. Если уровень алкоголя в крови от 0,51 до 0,8 то штраф увеличивается до 10 тысяч, кроме того, могут присудить к тюремному заключению.
Обратите внимание, что ближний свет в Норвегии должен быть включен постоянно, иначе штраф в 2000 крон. Все пассажиры в авто должны быть пристегнутыми ремнями безопасности, за каждого не пристегнутого взимается плата в 1500 NOK.
Штрафы в Норвегии полицейские взимают на месте. В случае отказа машину могут отбуксовать на штрафстоянку. Отмечу, что здесь одни из самых высоких штрафов за превышение скорости (даже за 1 км придется заплатить).
Путешествие на авто по Финляндии
Сразу скажу, что Финляндия меня очень порадовала своей лояльностью к туристам, ведь плата с иностранных автомобилей не взимается. Поэтому не буду рассказывать о расценках для местных автомобилистов, перейду сразу к вопросу парковки. Ведь многих туристов, которые путешествуют на машине, интересует именно это. В небольших городках в районе основных достопримечательностей и возле крупных магазинов (Citymarket, Anttila) парковка бесплатная. Но в Хелсинке за парковку нужно платить и стоимость может достигать до 3-х евро за час. При этом в некоторых местах невозможно припарковаться без виньеток или парковочных часов. Об этом расскажу подробнее, так как подобная особенность меня удивила. Места, где для парковки авто требуются виньетки, обозначаются специальными знаками, с указанием времени, например, 30 минут и т.д. Парковочные часы помещают под лобовое стекло, но в начале устанавливают точное время возвращения водителя. Такие виньетки приобретаются отдельно в специализированных магазинах, на станциях тех. обслуживания или в R-kioskах. Отмечу, что часы нужно использовать только на бесплатных стоянках. Штраф за нарушение во время парковки от 10 до 40 евро.
Основные правила дорожного движения Финляндии
Как всегда, начну с ограничений по скорости:
- В населенных пунктах – не более 50 км.
- Вне жилых городов – до 80 км в час.
- На автомагистрали – до 120 км.
Учтите, что с октября месяца до марта скорость может быть снижена на 20 км по каждому значению. Отмечу, что финны очень строги в отношении превышения скорости. Их современная система камер отслеживает все нарушения. Поэтому стоит быть внимательным. Как правило, на дороге есть знак, который предупреждает о наличии устройства. Но нужно быть внимательным, ведь проехав первую камеру, нет гарантий, что практически сразу за ней не размещена вторая.
За употребление алкоголя за рулем предусмотрены серьезные штрафы и наказания. Допустимый уровень алкоголя в крови – до 0,5 процентов. Если показатель превышен до 1,2, предусматривается штраф в размере 15 дневных тарифов. В случае, если показатель выше 1,2 процента предусмотрено уголовное наказание в виде лишения свободы и большой штраф. Иностранных граждан помещают в следственный изолятор до суда.
Ещё один нюанс – в Финляндии, как и в других странах северного региона, ближний свет нужно включать постоянно и днем, и ночью. За нарушение – 100 евро штрафа.
Пассажиры в машине должны быть пристегнуты как спереди, так и сзади, разговаривать по телефону запрещено.
Сотрудник полиции не принимает оплату на месте при нарушении, он выписывает квитанцию, которую нужно оплатить через банк, терминал или онлайн не позже, чем за 2 недели.
Отмечу, что в Финляндии различают два вида нарушений, которые оцениваются по-разному. За незначительное нарушение автомобилисту выпишут фиксированный штраф, а за серьезное придется платить дневной тариф.
Фиксированные штрафы тоже отличаются – это может быть 20, 40, 70, 120 или 200 евро, в зависимости от тяжести вины. А вот с дневными сложнее, они высчитываются исходя из дохода нарушителя и могут составлять весь его дневной заработок и не один (15, 30, 60). Поэтому лучше не нарушать правила и быть внимательным. Кстати, за превышение скорости до 33 км в черте города и 36 км за его приделами предусмотрен не только денежный штраф, но и конфискация прав от 1 до 6 месяцев.
И напоследок скажу: я долго готовился к этому путешествию, поэтому все прошло хорошо, много впечатлений, знакомств и никаких проблем с полицейскими. Главное быть осведомленным и не терять бдительности!