Путешествовать с помощью железной дороги не только удобно, но и недорого. Сегодня вы узнаете все о разновидностях европейских поездов, вагонов, билетов, а также об особенностях покупки, посадки и стоимости. Все то, что нужно туристу для удачного путешествия по Европе.
Для путешествий совсем необязательно иметь полные карманы денег достаточно уметь планировать и быть осведомленным в тонкостях экономного туризма. Сегодня я вам расскажу о том, как можно объездить всю Западную Европу на электричках и поездах. На первый взгляд с этим разобраться совсем не просто, но возможно.
Европейские поезда разделяют на:
- дневные;
- ночные.
Как правило, дневные поезда очень схожи с салоном самолёта, хотя иногда есть разделение на купе и отсеки. В таких поездах есть лишь сидячие места. Проводников нет, продают и проверяют проездные кондукторы (один-два человека). Они же следят за процессом посадки и высадки, а также дают сигнал к отправлению или прибытию. Кстати, кондукторы также закрывают двери, а вот открывать их должны пассажиры во время высадки.
Дневные поезда делятся на 4 типа:
- Пригородные. Как правило, это электричка, хотя в некоторых случаях может быть локомотив с вагонами или городской трамвай. Этот вид транспорта доставит вас с центра города и до железнодорожного вокзала. Поезда могут быть наземными или подземными.
- Региональные. Называются Regio или Regional. Останавливаются практически во всех населенных пунктах, в крупных городах даже не один раз. Внутри региональные поезда больше похожи на электрички. Кроме того, существуют региональные экспрессы, которые отличаются тем, что не делают остановки, настолько часто. В больших городах остановки происходят только на главных станциях.
- Скоростные. Могут называться по-разному, но в основном, это экспрессы. Также есть и межрегиональные скоростные поезда InterRegio, которые делают остановку только в больших или средних населенных пунктах. Могут пересекать как всю страну, так и несколько. Салон в таком поезде разделяется на купе, от 6 до 8 мест. Скоростные поезда имеют отдельный вагон-ресторан или буфет. Отдельно стоит отметить ещё одну категорию поездов – InterCity (предназначены для внутреннего передвижения) и EuroCity (для международных поездок).
- Высокоскоростные являются самыми скоростными, едут со скоростью 200-300 км в час. Кроме экономии времени, пассажир получает в своё распоряжение все необходимое, например, телевизор, розетки для зарядки устройств и даже аудиосистемы.
О дневных поездах я вам рассказал, теперь вернусь к ночным, они имеют 3 разновидности вагонов:
- Сидячие вагоны второго класса. Как правило, они разделены на купе для 6-8-ми пассажиров. Но не исключен вариант и полностью открытого вагона, без разделения. В некоторых вагонах есть специальные откидывающие кресла, но не всегда.
- Кушеточный имеет особое обозначение (специальный знак возле входной двери в виде кушетки). Такой вагон напоминает наше купе, с той разницей, что здесь имеется не четыре полки, а шесть (по три с каждой из сторон). Отмечу, что так просто проехаться не получится, нужно заранее бронировать место. За эту услугу дополнительно взимают 10, 20, иногда 25 евро, без учета цены билета. Просто перейти в подобный вагон нельзя, ведь за пассажирами следит проводник, который собирает билеты и только по приезду возвращает их. Кстати, если состав едет в другую страну, у пассажиров берут и паспорта. Не пугайтесь, это делают для того, чтобы не волновать каждого по отдельности во время пограничной проверки.
- Спальный вагон тоже имеет специальное обозначение (кровать). Пассажир может оплатить:
- Одноместную.
- Двухместную.
- Трехместную спальню.
Конечно, самым дорогим будет одноместный вариант – до 200 евро. Спальня для двоих обойдется от 40 до 60. И самым доступных вариантом остается трехместная – от 25 до 40 евро.
Ночные составы также разделяются на подвиды:
- Спальные. Очень комфортабельны, отличный вариант для сна и отдыха. Такие составы находятся в пути только ночью, дневных рейсов нет. Поэтому производится только две остановки: вечерняя и утренняя. Вечером – посадка, утром – высадка. Поэтому в ночное время суток сесть или сойти с него уже не получится. Такое правило введено для того, чтобы пассажиры спальных вагонов могли спокойно отдохнуть и выспаться. Поэтому остановки производят только технические. Отмечу, что спальные в составе поездов, как правило, есть в любом случае, а вот кушеточных или сидячих может не быть. Хотя это случается редко. Если намерены ехать в таком вагоне, то учтите – в этом случае резервировать место нужно в обязательном порядке. Что касается стоимости билетов, то она не зависит от стандартных тарифов, больше того, и от пройденого километража. Как правило, цена на проездной в спальных немного выше, чем в скорых, но не всегда. В некоторых случаях может бать даже дешевле. В стоимость билета первого класса также включают завтрак.
- Скорые отличаются от спальных в первую очередь тем, что они делают остановки на протяжении всей ночи и всего путешествия. Как следствие, любой желающий может покинуть вагон или зайти в него на любой станции. В скорых составах, как правило, имеются все разновидности вагонов, но могут отсутствовать кушеточные. Что касается тарифов на проезд, то они стандартные, как и сами билеты. Больше того, во многих странах скорые ночные поезда называют так же как скорые дневные.
Совет: во время перехода в другой вагон (при пересадке) стоит быть крайне внимательным. Ведь примерно 50 процентов ночных европейских поездов состоит из нескольких разных вагонов, которые могут следовать совсем в другие города. Среди ночи состав могут разделить на части или же производится обмен вагонами.
Немного подробнее о билетах
Проездные билеты могут быть:
- Одноразовыми (в одну сторону).
- Многоразовыми.
- Региональными (для путешествия по региону или по стране).
- Международный (для проезда между разными странами).
Отмечу, что отдельное место нужно бронировать заранее (за это тоже нужно платить), так как наличие проездного документа не гарантирует того, что в вагоне будет свободное место. Кроме того, пассажир покупает билет не на конкретный поезд, а на маршрут, поэтому разрешается проехать в каком угодно поезде, лишь бы он шел в нужный пункт назначения, указанный в билете.
Одноразовый билет в одну сторону является самым дорогим. Цена зависит от расстояния. При этом, чем оно больше, тем дешевле обходится ваше путешествие. Международные поездки, как правило, дороже внутренних. Данный билет разрешается сдать. Его покупка целесообразна только в том случае, если вы собираетесь проехать 1 раз или максимум – 2. Ведь цена кусается, к примеру, за расстояние от Парижа до Ниццы нужно заплатить чуть больше 90 евро.
Учтите, что дети до 4-5 лет едут бесплатно, а подростки от 12 до 16 (в каждых государствах по-разному) – за полцены.
Актуальность проездного документа тоже может отличаться. Если покупаете билет для короткой поездки, то его, в основном, необходимо использовать за пару дней. Если дистанция ощутима, билет может быть актуальным на протяжении месяца, а то и больше. Иногда сроки одинаковы, вне зависимости от расстояния. Подчеркну, что проездной документ крайне желательно компостировать с помощью оранжевых ящиков-компостеров, которые находятся на платформе.
Цены на стандартные проездные документы достаточно высоки, но я рекомендую не спешить, ведь во многих государствах есть возможность купить скидочный билет. Ведь есть много различных акций. Например, проездные документы для молодежи (26 лет) или для людей пенсионного возраста (от 60 лет). Таким образом, реально сэкономить до 30 процентов. Для школьников стоимость проезда очень выгодна. Подобные скидочные акции актуальны во многих странах и не только для внутренних поездок, но и для международных.
Кроме того, есть специальные экскурсионные скидки (от 15 до 30 процентов), которые можно получить, если сразу брать проездные в обе стороны. Экономия может быть очень существенной, если вы собираетесь возвращаться в пункт отправления (порой, можно получить 2 билета за ценой 1).
Также можно сэкономить на дне путешествия. То есть не в популярные период (будние дни) проезд обойдется дешевле процентов на 30, нежели в пятницу или в выходные.
В некоторых случаях скидки могут соединяться, но не всегда. При заказе нужно уточнять, если скидочные проездные и места. В большинстве случаев более выгодные варианты разбирают за пару дней или даже недель. Отмечу, билет купленный со скидкой так же можно вернуть, но при покупке лучше сразу уточнить это.
Пути, платформы и особенности сервиса
В Европе не принято считать платформы, только пути. Казалось бы, так намного проще, но это не так. Ведь турист может легко запутаться в нумерации этих путей. Поэтому во время поиска нужно слушать не свою логику, а внимательно читать указатели. Платформы разделяются на секторы, которых может быть от 2 до 6. Наиболее часто встречается 6 или 6 разделений (обозначаются буквенно: A, B, C и т.д.). Поезда дальнего следования останавливаются таким образом, чтоб нужные вагоны были в нужных секторах. К примеру, для вагонов первого класса предназначен сектор A или B, для второго – C или D. С порядком расположения вагонов можно ознакомиться с помощью специальной диаграммы на платформе или на самом вокзале. Благодаря такой диаграмме, каждый может узнать заранее, где именно остановиться его вагон. Отмечу, что на путевых табло иногда тоже есть подобная информация. Но чаще там указывается:
- время прибытия и отправления;
- номер пути и состава;
- место назначения.
Кроме того, на путевом табло может подаваться информация о резервировании или о надобности доплаты.
Обратите внимание, что в некоторых случаях с разных частей одной платформы могут ехать два состава, двигающихся в разные города. Поэтому следите внимательно за тем, какая платформа указана. Так как на первый взгляд это будет одна и та же платформа. Но с платформы А 5 и с В 4 поезда будут ехать в противоположных направлениях.
Что касается сервиса, то европейские станции хорошо оснащены технически (лифты у самой платформы, оборудованные лестницы), но персонала, который отвезет багаж, нет. Правда, эту услугу можно при желании заказать.
Подчеркну, что сегодня в большинстве европейских поездов есть вай-фай и это очень удобно. Но все же не стоит забывать про мобильный интернет от Vodafone или Orange . Ведь, купив сим-карту одного из операторов, вы будете уверены в качестве покрытия, где бы вы не находились. Кроме того, операторы предлагают выгодные тарифы, о которых стоит рассказать:
Оператор связи Orange предлагает специальные тарифы для туристов, которые путешествуют по Европе – Go Europe. Подключив пакет вы получаете:
- Возможность звонить в 36 стран.
- Недорогой мобильный интернет (1 евро за каждые 100 МБ).
- Стоимость часа входящих и исходящих в стране, где находится турист – 1 евро.
Сотовый оператор Vodafone также предлагает не менее выгодный тариф «Smart Passport» (по Европе):
- Стоимость пакета – 3 евро в сутки.
- 500 МБ на день для доступа в Сеть.
- 25 минут входящих и столько же исходящих.
- Общение в 45 странах, а также в Канаде и Америке.
Будьте всегда на связи со своими друзьями, родными, коллегами, куда бы вы не путешествовали, выбирайте лучших операторов мобильной связи.